(Последнее обновление 2005-05-13)
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ВОЛЕЙБОЛА Глава 1. Сооружения и оборудование 6. Набор очка, выигрыш партии и матча 18. Исключительные перерывы в игре 22. Неправильное поведение и санкции за него Раздел 2. Судьи, их обязанности и официальные сигналы 23. Судейская бригада и процедуры Раздел 4. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
Глава 1. СООРУЖЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным. Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3—5 м и от лицевых — 5—8 м. Высота свободного пространства над игровым полем — 12,5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях. 1.2.1 Игровая поверхность должна
быть плоской, горизонтальной и однообразной. Она не должна представлять
никакой опасности травмирования игроков. Запрещено играть на неровных или
скользких поверхностях. 1.2.2 В залах поверхность игровых площадок должна быть светлого
цвета. 1.2.3 На открытых площадках разрешен уклон 5 мм на 1 м для дренажа. Линии площадки, изготовленные из твердых материалов, запрещены. 1.3.1 Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться по цвету от пола и любых других линий. 1.3.2 Ограничительные
линии 1.3.3 Средняя линия 1.3.4
Линия атаки 1.4.1 Передняя зона 1.4.2 Зона подачи 1.4.3 Зона замены 1.4.4 Места
разминки 1.4.5 Места для удаленных Минимальная температура не должна быть ниже 10 град. С (50 град.
F). 1.6.1 Для официальных соревнований ФИВБ освещение игрового поля должно быть не менее 1000-1500 люкс (измеряемое на высоте одного метра от поверхности игрового поля). 1.6.2 Освещение
2.1.1
Сетка
устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки
устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин.
2.1.2 Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Высота сетки (над двумя боковыми линиями) должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать установленную высоту более чем на 2 см. Сетка
шириной 1 метр и длиной 9,5 метров состоит из черных ячеек в форме квадрата
со стороной 10 см. Две белые ограничительные ленты, прикрепляются вертикально к сетке и располагаются прямо над каждой боковой линией. Их ширина 5 см и длина 1 м, и они считаются частью сетки. Антенна
представляет собой гибкий стержень длиной 1,8 м и диаметром 10 мм, сделанный
из стекловолокна или подобного ему материала. 2.5.1 Стойки, поддерживающие сетку,
устанавливаются на расстоянии 0,5-1,0 м за боковыми линиями. Высота стоек
2,55 м, и желательно, чтобы они были регулируемыми. 2.5.2 Стойки должны быть круглыми и гладкими, без опасных для игроков или мешающих игре приспособлений. Они устанавливаются на поверхности без растяжек. 2.6 Дополнительное оборудование Все дополнительное оборудование определяется Регламентом ФИВБ. Мяч
должен быть сферическим, с покрытием, сделанным из эластичной или
синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины или подобного
ей материала. Все мячи, используемые в матче,
должны иметь одинаковые стандарты окружности, веса, давления, типа, цвета и
т.д. Для Мировых и официальных соревнований ФИВБ должны использоваться три мяча. В этом случае 6 подавальщиков мячей находятся по одному в каждом углу свободной зоны и по одному позади каждого из судей. 4.1.1 Команда может состоять максимум из 12 игроков, одного
тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача. 4.1.2 Один из игроков, является капитаном команды и должен быть отмечен в протоколе. Либеро не может быть капитаном. 4.1.3 Только игроки, записанные в протокол, могут выйти на площадку и играть в матче. Когда тренер и капитан команды подписали протокол, записанные игроки не могут быть изменены. 4.2.1
Не
участвующие в игре игроки должны сидеть на скамейке команды или находиться в
своем месте разминки. Тренер и другие члены команды должны сидеть на
скамейке, но могут временно покинуть ее. 4.2.2 Только членам команды разрешено сидеть на скамейке во время матча и принимать участие в разминке. 4.2.3 Не участвующие в
игре игроки могут разминаться без мячей следующим образом: 4.2.4 Во время перерывов между партиями игроки могут пользоваться мячами для разминки в свободной зоне. Игровую форму игрока составляют футболка, трусы, носки и спортивная обувь. 4.3.1 Цвет и дизайн футболок, трусов и носков для команды должен быть однообразным (кроме Либеро) и форма должна быть чистой. 4.3.2 Обувь должна быть легкой и гибкой, с
резиновыми или кожаными подошвами, без каблуков. 4.3.3 Футболки игроков должны быть
пронумерованы от 1 до 24. 4.3.4 Капитан команды должен иметь на своей футболке полоску 8 х 2 см, подчеркивающую номер на груди. 4.3.5 Запрещается играть в форме без официальных номеров или цвета, отличного от других игроков (Исключение — для Либеро по цвету формы). Первый судья может разрешить игрокам: 4.4.1 играть босиком; 4.4.2 сменить влажную форму между партиями или после замены, при условии, что новая форма имеет одинаковый с прежней цвет, модель и номер; 4.4.3 в холодную погоду играть в тренировочных костюмах, при условии, что они одного цвета и модели для всей команды (кроме Либеро) и пронумерованы в соответствии с Правилом 4.3.3. 4.5.1 Запрещено играть в предметах, которые могут привести к травме, или дать искусственное преимущество игроку. 4.5.2 Игроки могут играть в очках на свой собственный риск. Тренер и капитан команды отвечают за поведение и дисциплину членов их команды. 5.1.1 Перед матчем капитан команды подписывает протокол и представляет свою команду на жеребьевке. 5.1.2 Во время матча капитан команды
действует как игровой капитан, когда он в игре. Когда капитан команды не
играет на площадке, тренер или сам капитан назначает другого игрока на
площадке, но не Либеро, принять на себя обязанности игрового капитана.
Игровой капитан сохраняет свои функции до замены, возвращения капитана
команды в игру, или до окончания партии. 5.1.3 После окончания матча капитан команды: 5.2.1 На протяжении матча тренер руководит игрой своей команды, находясь за пределами игровой площадки. Он определяет стартовые составы и расстановки, замены и берет тайм-ауты. По этим вопросам он контактирует со вторым судьей. 5.2.2 Перед матчем тренер записывает или проверяет в протоколе фамилии и номера своих игроков и затем подписывает его. 5.2.3 Во время матча тренер: 5.3.1 Помощник тренера сидит на скамейке команды, но не имеет права вмешиваться в матч. 5.3.2 Если тренер покидает площадку, помощник тренера может принять на себя выполнение его функций по просьбе игрового капитана и с разрешения первого судьи. 6. Набор очка, выигрыш партии и матча 6.1.1 Очко 6.1.2 Ошибка 6.1.3 Последствия выигрыша розыгрыша
мяча 6.2.1 Партия (кроме решающей — 5-й) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25, ...). 6.3.1 Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии. 6.3.2 При счете партий 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. 6.4.1 Если команда отказывается играть после требования сделать это, она объявляется не явившейся и проигрывает матч с результатом 0-3 в матче и 0-25 в каждой партии. 6.4.2 Команда, которая без уважительных причин не выходит вовремя на игровую площадку, объявляется не явившейся с тем же результатом, что и в правиле 6.4.1. 6.4.3 Команда, объявленная НЕПОЛНОЙ в партии или в матче проигрывает партию или матч. Команда-соперник получает очки, или очки и партии, необходимые для победы в партии или в матче. Неполная команда сохраняет свои очки и партии. Перед матчем первый судья проводит жеребьевку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. Перед решающей партией должна быть проведена новая жеребьевка. 7.1.1 Жеребьевка происходит в присутствии двух капитанов команд. 7.1.2 Победитель жеребьевки выбирает любое из
двух: 7.1.3 В случае последовательных разминок, первой разминается на сетке команда, которая подает первой. 7.2.1 Если команды предварительно имели в своем распоряжении игровую площадку, то каждая команда будет иметь 3-минутную разминку на сетке перед матчем, если нет — то каждая команда будет иметь 5-минутную разминку на сетке. 7.2.2 Если оба капитана согласны проводить разминку на сетке вместе, то команды могут делать это 6 или 10 минут, в соответствии с Правилом 7.2.1. 7.3.1 В игре всегда должны участвовать по шесть игроков от каждой команды. Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии. 7.3.2 Перед началом каждой партии тренер представляет начальную расстановку своей команды в карточке расстановки (см. также Правило 20.1.2). Должным образом заполненная и подписанная карточка вручается второму судье или секретарю. 7.3.3 Игроки, которые не включены в начальную расстановку на данную партию, являются в этой партии запасными (кроме Либеро). 7.3.4 После вручения карточки расстановки второму судье или секретарю изменять расстановку без обычной замены не разрешается. 7.3.5 Расхождение между позициями игроков на
площадке и карточкой расстановки В момент удара по мячу подающим, игроки каждой команды должны находиться в пределах своей собственной площадки и в порядке перехода (исключая подающего). 7.4.1 Позиции игроков пронумерованы следующим образом: 7.4.2 Соответствующие
позиции между игроками 7.4.3
Положения игроков определяются и контролируются в соответствии с
расположением их стоп, контактирующих с поверхностью площадки следующим
образом: 7.4.4 После подачи мяча игроки могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне. 7.5.1 Команда совершает позиционную ошибку если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим. 7.5.2 Если подающий совершает ошибку на подаче при ее выполнении, то ошибка подающего превалирует над позиционной ошибкой. 7.5.3 Если подача становится ошибочной после удара на подаче, то засчитывается позиционная ошибка. 7.5.4 Позиционная ошибка приводит к следующим последствиям: 7.6.1 Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется всю партию. 7.6.2 Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д. 7.7.1
Ошибка при переходе считается совершенной, когда подача не выполнена в
соответствии с порядком перехода. Это приводит к следующим последствиям: 7.7.2 Дополнительно, секретарь должен определить точный момент
совершения ошибки и все очки, набранные командой после совершения ошибки,
должны быть аннулированы. Очки соперника сохраняются. Замена — это акт, при котором игрок, после того как секретарь сделал запись, вступает в игру на место другого игрока, который должен покинуть площадку (кроме Либеро). Замена требует разрешения судьи (смотри Правило 16.5 о процедуре замены). 8.1.1 В каждой партии команде разрешено максимум 6 замен. Одновременно могут быть заменены один или более игроков. 8.1.2 Игрок начальной расстановки может выйти из игры и возвратиться, но только один раз в партии и только на позицию заменившего его игрока. 8.1.3 Заменяющий игрок может войти в игру только один раз в партии на место игрока начальной расстановки, и может быть заменен игроком, которого он заменил. Травмированный игрок (кроме Либеро), который не
может продолжать играть, должен быть заменен согласно правилам замены. Если
это невозможно, команде дается право сделать исключительную замену, сверх
ограничений Правила 8.1. 8.3 Замена при удалении или дисквалификации Удаленный или дисквалифицированный игрок должен быть заменен по правилам замены игроков. Если это невозможно, то команда объявляется неполной. 8.4.1 Замена является неправильной, если она превышает ограничения, указанные в правиле 8.1 (исключая случай Правила 8.2). 8.4.2 Когда команда произвела
неправильную замену и игра была возобновлена, должна осуществляться
следующая процедура: Мяч находится в игре с момента удара при подаче, разрешенной первым судьей. Мяч находится вне игры с момента ошибки, которая зафиксирована свистком одного из судей. Мяч считается «в площадке», когда он касается ее поверхности, включая ограничительные линии. Мяч считается «за» когда: 9.4.1 часть мяча, которая касается пола, находится полностью за ограничительными линиями; 9.4.2 он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека; 9.4.3 он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за пределами боковых лент; 9.4.4 он пересекает вертикальную плоскость сетки, целиком или частично находясь за пределами плоскости перехода, кроме случая Правила 11.1.2; 9.4.5 он полностью пересекает плоскость под сеткой. Каждая команда должна играть в пределах ее собственного игрового поля и пространства (исключая Правило 11.1.2). Мяч может, тем не менее, быть возвращен в игру из-за пределов свободной зоны. Команде дано право максимум на 3 удара (в
дополнение к блокированию, Правило 15.4.1) для возвращения мяча. Если
использовано более 3 ударов, команда совершает ошибку «четыре удара». 10.1.1 Последовательные касания 10.1.2 Одновременные
касания 10.1.3
Удар при поддержке 10.2 Характеристики удара (касания) 10.2.1 Мяч может касаться любой части тела. 10.2.2 Мяч должен быть ударен, а не схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении. 10.2.3 Мяч может касаться различных
частей тела, только если соприкосновения происходят одновременно. 10.3.1 Четыре удара: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника; 10.3.2 Удар при поддержке: игрок пользуется поддержкой партнера по команде или любого устройства/предмета в пределах игрового поля для того, чтобы дотянуться до мяча; 10.3.3 Захват: игрок не ударяет мяч, и мяч оказывается захваченным и/или брошенным. 10.3.4 Двойное касание: игрок ударяет мяч дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно. 11.1.1 Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над
сеткой в пределах плоскости перехода. Плоскость перехода — это часть
вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом: 11.1.2 Мяч, который пересек
плоскость сетки в свободную зону соперника, полностью или частично через
внешнее пространство, может быть возвращен, не нарушая правила 3-х касаний,
и при условии, что: При переходе через сетку мяч может касаться ее. 11.3.1 Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если команда не нарушила правило 3-х касаний. 11.3.2 Если мяч прорывает ячейку сетки или вызывает ее падение, то розыгрыш аннулируется и переигрывается. 12.1.1 При блокировании, блокирующий может касаться мяча по другую сторону сетки, при условии, что он не мешает игре соперника, до или во время нападающего удара последнего. 12.1.2 Игроку разрешено переносить руку через сетку после атакующего удара, при условии, что сам удар был выполнен в пределах его собственного игрового пространства. 12.2.1 Разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии, что это не мешает его игре. 12.2.2 Переход на площадку соперника
через среднюю линию: 12.2.3 Игрок может заступить на площадку соперника после выхода мяча из игры. 12.2.4 Игроки могут проникать в свободную зону соперника, при условии, что они не мешают его игре. 12.3.1
Соприкосновение с сеткой или антенной не является ошибкой, исключая, когда
игрок касается их во время игрового действия мячом или это мешает игре. 12.3.2 После того как игрок ударил мяч, он может касаться стоек, шнуров или любого другого предмета за пределами общей длины сетки, при условии, что это не мешает игре. 12.3.3 Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, то это не является ошибкой. 12.4.1 Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника. 12.4.2 Игрок проникает в пространство соперника под сеткой, мешая игре последнего. 12.4.3 Игрок проникает на площадку соперника. 12.4.4 Игрок касается сетки или антенны в о время его игрового действия мячом или мешает игре. Подача — это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи. 13.1.1 Первая подача в первой партии, как и в решающей партии (пятой), выполняется командой, выбравшей право на подачу по жеребьевке. 13.1.2 В других партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии. 13.2.1 Игроки должны соблюдать очередность подач, записанную в карточке расстановки. 13.2.2 После первой подачи в партии,
подающий игрок определяется следующим образом: Первый судья разрешает подачу после проверки того, что подающий владеет мячом и что команды готовы играть. 13.4.1 Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или любой частью руки после того, как он будет подброшен или выпущен с руки (рук). 13.4.2 Разрешается только один раз подбросить мяч для подачи. Допускается перед подачей постукивание мячом и перемещение его в руках. 13.4.3 В
момент удара по мячу при подаче или прыжка (подача в прыжке), подающий не
должен касаться ни игровой площадки (включая лицевую линию), ни поверхности
за пределами зоны подачи. 13.4.4 Подающий должен нанести удар по мячу в течение 8 секунд после свистка первого судьи на подачу. 13.4.5 Подача, совершенная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется. 13.5.1 Игроки подающей команды не должны мешать принимающим игрокам соперника, с помощью индивидуального или группового заслона, видеть подающего или траекторию мяча. 13.5.2 Игрок или группа игроков подающей команды ставят заслон, размахивая руками, прыгая или перемещаясь в стороны, во время выполнения подачи или образуют группу, с целью скрыть полет мяча. 13.6 Ошибки, совершенные во время подачи 13.6.1 Ошибки при подаче 13.6.2 Ошибки при подаче после удара по мячу 13.7 Ошибки, совершенные после подачи и позиционные ошибки 13.7.1 Если подающий совершает ошибку при подаче (неправильное выполнение, нарушение очередности и т.д.), а соперник нарушает расстановку, то фиксируется и наказывается ошибка при подаче. 13.7.2 Если само выполнение подачи было правильным, но подача впоследствии становится ошибочной (выход «за», заслон и т.д.), то первой фиксируется и наказывается ошибка в расстановке игроков на приеме. 14.1.1 Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами. 14.1.2 Как разновидность атакующего удара разрешается обман, при условии, что мяч не брошен и нет длительного сопровождения мяча рукой. 14.1.3 Атакующий удар завершается в момент, когда мяч полностью пересекает вертикальную плоскость сетки или касается игрока соперника. 14.2 Ограничения при атакующем ударе 14.2.1 Игрок передней линии может выполнять атакующий удар на любой высоте, при условии, что контакт с мячом осуществляется в пределах игрового пространства его команды (исключение Правило 14.2.4). 14.2.2 Игрок задней линии может
выполнять атакующий удар на любой высоте с места, находящегося позади
передней зоны: 14.2.3 Игрок задней линии может, также, завершить атакующий удар из передней зоны, если в момент касания любая часть мяча находится ниже верхнего края сетки. 14.2.4 Игроку не разрешено выполнять атакующий удар непосредственно после подачи соперника, когда мяч находится в передней зоне и полностью над верхним краем сетки. 14.3 Ошибки при атакующем ударе 14.3.1 Игрок касается мяча в пределах игрового пространства противоположной команды. 14.3.2 Игрок направляет мяч «за». 14.3.3 Игрок задней линии завершает атакующий удар из передней зоны, и в момент удара мяч находится полностью над верхним краем сетки. 14.3.4 Игрок завершает атакующий удар сразу с подачи соперника, когда мяч находится в передней зоне и полностью над верхним краем сетки. 14.3.5 Либеро завершает атакующий удар, если в момент удара мяч находится полностью над верхним краем сетки. 14.3.6 Игрок завершает атакующий удар выше верхнего края сетки, когда мяч был послан ему Либеро пальцами сверху из своей передней зоны. 15.1.1 Блокирование — это действие
игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника,
осуществляемое выносом любой части тела блокирующих выше верхнего края
сетки. 15.1.2 Попытка блока 15.1.3 Состоявшийся блок 15.1.4 Коллективный блок 15.2 Касание мяча при блокировании Последовательные (быстрые и продолжительные) касания могут происходить у одного или более блокирующих при условии, что эти касания сделаны во время одного действия. 15.3 Блок в пространстве соперника При блокировании игрок может переносить кисти и руки по ту сторону сетки, при условии, что это действие не мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча на стороне соперника раньше, чем выполняется атакующий удар соперника. 15.4.1 Касание на блоке не считается за касание команды. Следовательно, после касания на блоке команде предоставляется три касания для возвращения мяча. 15.4.2 Первое касание после блока может быть выполнено любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке. Блокировать подачу соперника запрещается. 15.6.1 Блокирующий касается мяча в пространстве соперника до или одновременно с атакующим ударом соперника. 15.6.2 Игрок задней линии или Либеро совершает блокирование или принимает участие в состоявшемся блоке. 15.6.3 Блокирование подачи соперника. 15.6.4 Мяч от блока уходит «за». 15.6.5 Блокирование мяча в пространстве соперника за пределами антенн. 15.6.6 Попытка Либеро совершить индивидуальный или коллективный блок. Обычными перерывами в игре являются тайм-ауты и замены игроков. 16.1 Количество обычных перерывов Каждой команде дано право максимум на два тайм-аута и на шесть замен игроков в каждой партии. 16.2.1 Перерывы могут быть запрошены тренером или игровым капитаном и только ими. Запрос осуществляется соответствующим жестом, когда мяч находится вне игры и до свистка на подачу. 16.2.2 Запрос замены до начала партии разрешается. Эта замена фиксируется как обычная замена в этой партии. 16.3 Последовательность перерывов 16.3.1 Запрос одного или двух тайм-аутов и один запрос о замене игрока любой команды могут следовать один за другим, без необходимости возобновить игру. 16.3.2 Однако, команде не разрешается последовательно просить замену игрока в течение одного перерыва в игре. Два или более игроков могут быть заменены во время одного перерыва. 16.4 Тайм-ауты и технические тайм-ауты 16.4.1 Все тайм-ауты, которые запрашиваются,
длятся 30 сек. 16.4.2 Во время тайм-аутов игроки, находившиеся на площадке, должны подойти к своей скамейке. 16.5 Замена
игрока 16.5.1 Замена должна проводиться в пределах зоны замены. 16.5.2 Замена должна длиться столько времени, сколько необходимо для записи замены в протокол и разрешения игрокам выйти и войти на игровую площадку. 16.5.3 В момент
запроса замены заменяющий игрок(и), должен быть готов к ней и находиться
рядом с зоной замены. 16.5.4 Если тренер намерен сделать более одной замены, он должен показать количество замен во время их запроса. В этом случае замены должны быть сделаны последовательно, одна пара игроков за другой. 16.6.1 Неправильно запрашивать перерывы: 16.6.2 Первый неправильный запрос, который не влияет на игру и ее не задерживает, должен быть отклонен без каких-либо последствий. 16.6.3 Повторение неправильного запроса в матче определяется как задержка. Неправильные действия команды, которые оттягивают продолжение игры, расцениваются задержкой игры и, среди прочих, включают: 17.1.1 затягивание замены; 17.1.2 затягивание всех других перерывов после получения указания возобновить игру; 17.1.3 запрос неправильной замены; 17.1.4 повторение неправильного запроса; 17.1.5 задержка игры членом команды. 17.2.1
Санкции «предупреждение за задержку» и «замечание за задержку» являются
командными санкциями. 17.2.2 Первая задержка игры в матче членом команды наказывается «предупреждением за задержку». 17.2.3 Вторая и последующие задержки любого вида любым членом этой же команды в этой игре являются ошибкой и наказываются «замечанием за задержку», т.е. проигрышем розыгрыша мяча. 17.2.4 Санкции за задержку до или между партиями применяются на следующую партию. 18. Исключительные перерывы в игре 18.1.1 Если в игре происходит серьезный несчастный случай, судья должен немедленно остановить игру и разрешить медицинскому персоналу выйти на площадку. Розыгрыш мяча повторяется. 18.1.2 Если травмированный игрок не может быть заменен по правилам
или в порядке исключения, то игрок получает 3 минуты времени для
восстановления, но не более одного раза для одного и того же игрока в матче.
Если игра прерывается извне, то розыгрыш мяча останавливается и затем повторяется. 18.3.1 Если непредвиденные обстоятельства прерывают матч, первый судья, организатор и ГСК, если он есть, должны определить меры которые должны быть предприняты для восстановления нормальных условий. 18.3.2 Если происходит один или
несколько перерывов, не превышающих, в целом, четырех часов: 18.3.3 Если происходит один или несколько перерывов, превышающих, в целом, 4 часа, весь матч должен быть переигран. Все перерывы между партиями продолжаются 3
минуты. В течение этого времени происходит смена площадок и запись
расстановки в протокол. 19.2.1 После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии. 19.2.2 В
решающей партии, по достижении одной командой 8 очков, команды без задержки
меняются площадками и расстановка игроков остается прежней. 20.1.1 Каждая команда имеет право назначить среди 12 игроков одного (1) специализированного защитного игрока «Либеро». 20.1.2 Либеро должен быть записан в протокол перед матчем в специальной колонке, отведенной для этого. Его номер должен быть также записан в карточку расстановки на 1-ю партию. 20.1.3 Либеро не может быть ни капитаном команды ни игровым капитаном. Либеро должен носить форму (или специальную накидку/нагрудник/ для перерегестрированного Либеро), у которого, как минимум, футболка должна быть контрастна по цвету с другими футболками членов команды. Форма Либеро может иметь другой дизайн, но должна быть пронумерована аналогично форме других членов команды. 20.3 Разрешенные действия Либеро 20.3.1
Игровые действия 20.3.2 Замещения
игроков 20.3.3 Перерегистрация
нового Либеро. 21.1.1 Участники должны знать Официальные Правила волейбола и соблюдать их. 21.1.2 Участники должны по-спортивному принимать
решения судей, без их обсуждения. 21.1.3 Участники должны воздерживаться от действий или поз, имеющих целью повлиять на решения судей или скрыть ошибки, совершенные их командой. 21.2.1 Участники должны вести себя уважительно и вежливо в духе честной игры, не только по отношению к судьям, но также по отношению к другим официальным лицам, соперникам, партнерам и зрителям. 21.2.2 Общение между членами команды в течение матча разрешено. 22. Неправильное поведение и санкции за него 22.1 Незначительное неправильное поведение Проступки незначительного неправильного поведения не являются
предметом для наказания (санкций). Обязанность первого судьи — предупредить
команду о возможном применении санкций, используя устное (или жестом руки)
предупреждение для команды через игрового капитана. 22.2 Неправильное поведение, приводящее к санкциям Неправильное поведение члена команды по отношению к официальным лицам, соперникам, партнерам или зрителям подразделяется на 3 категории, в соответствии со степенью проступка. 22.2.1 Грубое поведение: действия вопреки хорошему тону или нормам морали, выражение презрения; 22.2.2 Оскорбительное поведение: клеветнические или оскорбительные слова или жесты; 22.2.3 Агрессия (нападение): физическое нападение или намеренные агрессивные действия. В соответствии с решением первого судьи и в зависимости от тяжести проступка, применяются и записываются в протокол следующие санкции: 22.3.1 Замечание 22.3.2 Удаление 22.3.3 Дисквалификация 22.4 Применение санкций за неправильное поведение 22.4.1 Все санкции за неправильное поведение являются индивидуальными (персональными), остаются в силе на весь матч и записываются в протокол. 22.4.2 Повторение неправильного поведения одним и тем же членом команды в этом же матче наказывается в возрастающем порядке (прогрессивно), как показано в Правиле 22.3 и схеме 9 (каждый последующий проступок получает более тяжелое наказание для того же члена команды). 22.4.3 Удаление или дисквалификация, обусловленные оскорбительным поведением или агрессивными действиями (нападением), не требуют предварительных санкций. 22.5 Неправильное поведение до или между партиями Любое неправильное поведение до или между партиями, наказывается в соответствии с Правилом 21.3 и санкции относятся к следующей партии.
Раздел 2. СУДЬИ, ИХ ОБЯЗАННОСТИ И ОФИЦИАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ 23. Судейская бригада и процедуры Судейская
бригада на матч состоит из следующих официальных лиц: 23.2.1 Только первый и второй судья могут давать
свисток во время матча: 23.2.2 Они могут давать свисток во время перерыва в игре для обозначения того, что они разрешают или отклоняют запрос команды. 23.2.3
Немедленно после свистка судьи об окончании розыгрыша, он должен показать
официальными жестами: Первый судья выполняет свои обязанности сидя или стоя на судейской
вышке, расположенной у одного из концов сетки. 24.2.1 Первый судья руководит матчем
от начала до конца. Он руководит всей судейской бригадой и участниками
команд. 24.2.2 Первый судья, также, контролирует работу персонала на игровой площадке (подавальщиков мячей и вытиральщиков пола). 24.2.3 Первый судья имеет право решать любые вопросы, касающиеся игры, включая и те, которые не предусмотрены в Правилах. 24.2.4 Первый судья не должен допустить каких-либо обсуждений его
решений. 24.2.5 Первый судья отвечает до и во время матча за определение соответствия игрового поля, оборудования и условий требованиям Правил. 24.3.1 Перед матчем первый судья: 24.3.2 Во время матча
только первый судья имеет право: 24.3.3 По окончании матча он проверяет протокол и подписывает его. Второй судья выполняет свои обязанности, стоя за пределами игровой площадки около стойки, на противоположной стороне от первого судьи, лицом в его сторону. 25.2.1
Второй судья является помощником первого судьи, но имеет также свою
собственную сферу полномочий. 25.2.2 Второй судья может, без свистка, показывать ошибки, не относящиеся к его сфере полномочий, но не может настаивать на их принятии первым судьей. 25.2.3 Второй судья контролирует работу секретаря. 25.2.4 Второй судья наблюдает за членами команды, находящимися на скамейке, и сообщает об их неправильном поведении первому судье. 25.2.5 Второй судья контролирует игроков обеих команд в местах разминки. 25.2.6 Второй судья разрешает перерывы, контролирует их продолжительность и отклоняет неправильные запросы. 25.2.7 Второй судья контролирует количество тайм-аутов и замен, использованных каждой командой, и сообщает первому судье и тренеру, имеющему к этому отношение, о втором тайм-ауте и о 5-й и 6-й заменах соответственно. 25.2.8 В случае травмы игрока второй судья разрешает исключительную замену или дает 3 минуты времени для восстановления травмированного игрока. 25.2.9 Второй судья контролирует состояние пола, главным образом в передней зоне. Он также проверяет во время матча соответствие мячей требованиям Правил. 25.2.10 Второй судья наблюдает за членами команды в месте для наказанных и сообщает об их неправильном поведении 1-му судье. 25.3.1 В начале каждой партии, после смены сторон площадки в решающей партии и при необходимости, он проверяет соответствие действительных позиций игроков на площадках с записью в карточках расстановки. 25.3.2 Во время матча второй судья принимает
решения, дает свисток и показывает жестом: 25.3.3 По окончании матча он подписывает протокол. Секретарь выполняет свои обязанности сидя за столиком секретаря на противоположной стороне от первого судьи, лицом к нему. Секретарь ведет протокол в соответствии с Правилами, взаимодействуя
со вторым судьей. 26.2.1 Перед матчем и
партией, секретарь: 26.2.2 Во время матча
секретарь: 26.2.3 В конце матча
секретарь: Если используется только двое судей на линии, то
они стоят в углах площадки, ближайших к правой руке каждого судьи, по
диагонали, в 1-2 м от углов. 27.2.1 Судьи на линии выполняют свои обязанности при помощи флага
(40 х 40 см), как показано на схеме 12 сигнализируя: 27.2.2 По просьбе первого судьи линейный должен повторить свой сигнал. Судьи должны показывать официальными жестами причину своих свистков (характер совершенной ошибки или цель разрешенного перерыва). Жест некоторое время выдерживается и, если он показывается одной рукой, используемая рука соответствует стороне команды, которая сделала ошибку или выразила просьбу. 28.2 Сигналы флагом судей на линии Судьи на линии должны показывать официальными сигналами флагом характер ошибки и выдерживать сигнал некоторое время. Схема 1. Правило 1: Игровое поле. Схема 2. Правило 1/1.1/1.3/1.4: Игровая площадка. Схема 3. Правило 2: Дизайн сетки. Схема 4.
Правило
7.4/7.5: Позиции игроков. Схема 5. Правило 2.4, 9.4, 11,1: Пересечение мячом вертикальной плоскости сетки. Схема 6. Правило 7.4/7.5: Коллективный заслон. Схема 7. Правило 14.2: Атака игрока задней
линии. Схема 8. Правило 15.1.3: Состоявшийся блок. Схема 9. Правило 22.2: Шкала наказаний за неправильное поведение.
Схема 10. Правило 3.3, 22—26: Расположение судейской бригады и их помощников. Схема 11:
Официальные судейские жесты. Схема 12: Официальные жесты судей на линии. Раздел 4. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ Соревнования проводятся двумя способами: круговым и с выбыванием. Круговой способ. Каждая команда по очереди играет со всеми остальными.
Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч.
Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) последующие места,
занятые командами. Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно. Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если число команд-участниц нечетно, то на 2 делят очередную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиком цифры, начиная со второй половины, т. е. с 5: 5 При четном числе команд-участниц последующую цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбиком цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут «1», а в столбике (снизу-вверх) следующие по порядку цифры: 2, 3, 4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае — «5») и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней: И так до тех пор, пока
не возникает необходимость поставить цифру «1» над линией. Таблицы встреч Для 3 и 4 команд
Для 5 и 6 команд
Для 7 и 8 команд
Для 9 и 10 команд
Для 11 и 12 команд
Способ с выбыванием. При проведении соревнований этим способом каждая
команда выбывает после первого проигрыша. Если число участвующих
команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, получаемых
в жеребьевке) вступает в игру со второго круга. Число команд, играющих в
первом круге, определяют по формуле (п-2*)х2, где «п» — число
команд-участниц; «*» — степень, дающая число, максимально приближенное к
«п». Для команд, вступающих в игру со второго круга, отводят крайние
верхние и крайние нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих
в первом круге, поровну между командами из верхней и нижней половины
таблицы. Если же число участвующих команд нечетное, то команд, вступающих в
игру со второго круга, в нижней половине таблицы будет на одну больше, чем в
верхней. Пар, играющих в первом круге, наоборот, будет на одну больше в
верхней половине таблицы.
Использована информация Всероссийской Федерации Волейбола |